С 1 января 2016 года наш детский сад является экспериментальной площадкой Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).
Тема инновационного проекта: «Психолого-педагогическая поддержка игровой деятельности в период детства».
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ Бывшева Марина Валерьевна.
Заведующий ДОУ: Ширманова Светлана Ивановна
Куратор Э.П.: заместитель заведующего Чараева Наталья Александровна.
Сроки эксперимента: 01.12.2015г. – 31.05.2017г.
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, терапевтическую, диагностическую, коррекции, социализации. Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В нашем детском саду игровая деятельность используется в следующих случаях:
- игра как средство развития личности;
- игра как средство обучения;
- игра как форма организации детского общества;
- игра как способ обучения и самообучения; игра как средство коррекции развития ребёнка;
- игра – как средство досуга;
- игра как диагностическое средство;
- игра как психотерапевтическое средство.
- Игра для малыша – это «машина времени»: она даёт ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много – много лет. (Е. Субботский)
Игры подразделяются по разным параметрам, в первую очередь, по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру игровой методики типология педагогических игр включает следующие: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Игровые технологии в дошкольном периоде.
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности ученья.